История школы

01.01.2017

Апши-одно из замечательных сел Дагестана. Село расположено на высоте 1200 метров над уровнем моря. Существуют различные версии толкования названия села: В переводе с даргинского « х!ябал»-три, « ши»-селение, то есть три селения. А «Х1ябал-шин»- переводиться как три воды. Вокруг села действительно имеются три места, где по утверждению старожилов находилось село. А также вокруг в окрестностях села протекают три речки. По другой версии, с аварского языка, Апши переводиться как «котловина». Если учесть, что село находиться между гор в глубокой долине, данное толкование является наиболее правильным.

Происхождение села и ее население.
Место, где первоначально находилось село расположено в 7-8км. от нынешнего села, в местечке « Рацул ицц». Затем, постепенно люди переселились на место под названием «Чедерал хурзал»(Узкая пашня),находящемся в километре от нынешнего села. А на том месте, где сейчас расположен населенный пункт -Апши в далеком прошлом был дубовый лес с огромными деревьями, что из них могли вырезать целиком ворота. Что заставило жителей перенести место расположения села, какая причина этому послужила неизвестно. А о том, что на месте «Чедерал хурзал» некогда находилось село, свидетельствуют различные находки: остатки глиняной посуды, черепа, кости людей. Даже в наше время, иногда можно наткнуться на человеческие останки во время полевых работ. 
Существует версия, что основное население Апши составляют пришельцы из Телетля, Араканы, Кахабросо, Кудали, Охли и некоторых других мест. Причиной такого переселения могла быть нехватка земли, кровная месть и какие -то другие причины. 
Существует и такой факт. К западу, от нынешнего села Апши,где обычно пасутся стада овец, не раз находили старые могилы. В этих могилах находили человеческие останки, осколки глиняной посуды, а в некоторых из них и серебряные украшения. Могилы были вырыты не глубоко и как попало. Они не направлены на восток. Исходя из того, что в могилах обнаружены остатки посуды, в которых находилась некогда и пища, которая была положена в могилу вместе с умершим для употребления в загробной жизни можно сделать вывод, что могилы относятся к языческому периоду. И поэтому, несмотря на то что на сельском кладбище имеется могила датированная 1004г можно сделать вывод, что Апши не 370 лет, а гораздо больше. 
Растительный и животный мир села. Речки аула.
Общая площадь земель 23086 га. Все земли обильно покрыты растительностью, особенно луговым разнотравьем. Даже в засушливый год, когда в окрестных селах все засыхает, здесь кругом зелено. В 1980г. ученические туристические группы изучавшие Дагестан побывали и в нашем селе .Они восхищались природой села, называя ее самым красивым из сел, которых они видели. В селе растет много лекарственных трав: чабрец, зверобой, мята, лопух, чистотел, подорожники много-много других трав. В общем если взять книгу лекарственных трав и переписать не очень-то ошибешься с лекарственными травами, растущими в нашем селе. В окрестных лесах обитают кабаны, барсуки, лисы, белки, зайцы, волки, рысь. С окрестных сел берут начало три речки: Мельничная берет начало с Махди-меэр, Рацул лъар-с Париласул – меэр, а Хвелеха лъар- с Гунашил-меэр. От Рацулъ- лъар ( с согласия джамаата Апши) проложены водопровод частично снабжающие водой жителей сел Дуранги, Карамахи, Чабанмахи.
До революции на Мельничной речке стояло семь мельниц. Мельницы были разбросаны по всей речке. Три из них принадлежали Нуритдинову Нуритдину. Остальные четыре мельницы принадлежали: Дарбышеву Магомеду, Гаджиеву Абдуле,Зубаирову Магомеду и Мирзоеву Идрису. Мельница Мирзоева Идриса работала даже в 60-70-е годы. Потом ее забросили.
Все мельницы работали круглый год. Молоть зерно приходили жители Охли, Кулецма, Ахкента и жители других сел.
Апши в годы Кавказской войны. 
Село Апши расположено в стороне от центральных магистральных путей, в тупике. Через село не пролегает ни одна дорога. В соседние села через Апши можно попасть только по горным тропам. Апшинцы находясь в тупике, держались изолированно и в годы Кавказской войны не принимали в ней участия ни на стороне Шамиля, ни против него. В те годы в селе было много алимов, тарикатское учение здесь имело широкое распространение. Ученых алимов из Апши часто приглашали для урегулирования различных конфликтов возникавших между селами, между различными тухумами их называли людьми «делающими маслиат». В Сборнике Кавказские горцы приводится факт примирения охлинцев и кулецминцев при посредничестве Апшинцев. Не раз Апшинские алимы Сулейман Хаджи, Аммал Лабазан и другие ездили для примирения враждующих сел и тухумов
Гражданская война. Создание колхозов.
Если, географическая изолированность села способствовала не втягиванию апшинцев в Кавказскую и Русско-турецкую войны, то от участия в гражданской войне это их не спасло. Такие долгожители как Маал Расул и историк Магомедов Магомедрасул рассказывали о том, что Махач Дахадаев встречался с шейхом Сулейманом Хаджи. Рассказывают и о том, что апшинцы воевали на стороне революции. Но кто и где конкретно воевал не могут сказать.
После победы Октябрьской Социалистической революции, как и везде в Апши стали создавать колхозы. В1928 г. в Апшах было создано два колхоза: «Нижний авал»и « Верхний авал». Руководителем колхоза «Нижний авал» был Магомедов Магомед Казиевич, а руководителем колхоза « Верхний авал» был Магомедов Магомед Хайбулаевич(Хавалав).
В 1936г. оба колхоза были объединены в один имени «Куйбышева». Руководителем объединенного колхоза был Магомедов Магомед. При нем колхоз процветал, колхозники на трудодень получали 3кг. пшеницы и по пуду картошки. Когда началась Великая Отечественная война, Магомед ушел на фронт и не вернулся. Пропал без вести. Дома осталось трое сыновей: Мухтар, Хайбула и Магомед. Сыновья выросли и стали достойными людьми. В тот период в колхозе было три бригады. Бригадирами были: Ахмедова Умаган, Магомедова Бутуч (Т!агьирилай)и Хайбулаева Азипат. Первым зоотехником был Магомедов Осман Хайбулаевич. Первым ветеринаром колхоза был Алигишиев Алибег. Овцеводческими бригадирами были Магомедов Магомед (Хапизилав) и Казибеков Камалдин.
В селе устраивались социалистические соревнования между бригадами и даже отдельными крестьянами. Победителей награждали премиями и ценными подарками. Весной проводили праздник первой борозды, а осенью праздник сбора урожая. В социалистических соревнованиях не раз побеждали Курамагомедова Хайбат, Магомедова Хадижа, Магомедова Патимат, Магомедов Магомед Муртазалиевич и многие другие. Курамагомедова Хайбат, а затем и Эхумамаева Анисат были депутатами районного собрания.
В 50-х годах колхоз имени Куйбышева был реорганизован в совхоз «Апшинский». В эти же годы из рабочих совхоза был организован ансамбль, который давал концерты и ставил спектакли на сцене сельского клуба.
В годы создания колхозов в Дагестане, как и по всей России, шел процесс раскулачивания. В политике раскулачивания у нас в селе тоже перестарались, раскулачивали не только зажиточных кулаков, но и крестьян у которых было несколько голов крупнорогатого скота. Раскулачив в далекую Сибирь был сослан Мааев Магомед. Магомедова Айшат 1928гр. Рассказывает как у них дома, в нищете умерла некогда очень богатая бабушка Султанат, тетя ее матери. Султанат была очень богатой для того времени женщиной. Она имела несколько хороших двухэтажных домов, землю,многочисленные стада овец и большое количество крупнорогатого скота. За всем хозяйством смотрела прислуга. Детей у нее не было и поэтому удочерила дочь своей сестры Саи - Патимат. Патимат мать той самой Айшат ,которая нам все это и поведала. Ко времени строительства колхозов Султанат была старушкой и поэтому ее никуда не отсылали. В подвале ее дома, привязав к потолку, хранился до весны виноград. Она была женщиной умной, деловой, энергичной, общительной и как говорит Айшат женщина с баракатом. Ее раскулачивали три раза. Первый раз отняли почти весь скот. Через три года отняли оставшийся скот. Когда пришли в третий раз, более или менее ценную домашнюю утварь спрятали у соседей. На этот раз «прищельцы» ушли ни с чем, но и соседи отказались вернуть спрятанное, заявив, что ничего не было. Так все и осталось, Султанат умерла дома у приемной дочери- Патимат в полной нищете. 
Религиозное образование. 
Лет сто назад в Апшах проживало около 1500 человек. В селе имелось две мечети. При мечетях обучали детей чтению Корана и арабскому языку. Все население Апши в то время умели читать Коран и книги, написанные арабским шрифтом (ажам). В то время многие владели арабским языком. Об этом говорят данные из республиканского архива о переписи населения 1886г. Книги религиозного содержания пользовались большим успехом среди сельчан, их передавали из рук в руки и читали. Из Апши вышло много алимов такие как : Шейх Сулейман Хаджи, его сын Магомед Хаджияв, Аммал Лабазан, Мамал Магомеди Мирза Кади.Говорят, что было еще несколько человек, но к сожалению их имена не известны. 
В 30-е годы все мечети были закрыты, а главная мечеть была передана под склад. Некоторые жители тайком от властей отправляли своих детей обучаться чтению Корана, кому ни будь. На дому детей обучали: дедушка Джамлихан, Магомедов Магомед, Валиев Вали и другие. Многие бабушки дома обучали своих внуков чтению Корана. Так, что религия в селе никогда не была заброшена.
Бабушки: Алпилай, Патимат(Саилай), Маймунат и некоторые другие превратили свои дома в маленькие мечети. В месяц Рамазан у них дома собирались женщины для богослужения (на тарах).
Алимы из Апши.

Шейх Сулейман Хаджи 
Выходцем из Апши является Сулейман Хаджи. Если приехать в наше село и поинтересоваться у жителей Шейхом Сулейманом, то много интересного и удивительного можно узнать об этом человеке. Его знали не только в Дагестане, но и за ее пределами. Родился Сулейман Хаджи в 1854г, а умер в1922г. Похоронен Сулейман в его собственном доме. После Октябрьской революции дом отобрали и открыли там школу. В настоящее время дом возвращен хозяевам, на могиле шейха построен красивый зиярат любой желающий может зайти сюда поклониться Шейху Сулейману и помолиться Аллаху.
Сулейман не сразу стал шейхом. По рассказам наших старожилов в молодости Сулейман отличался своевольным характером, не придерживался шариата и адатов, мог выпить. Однажды Сулейман отправился в Нижнее Казанище, где собрался народ слушать проповеди знаменитого Абдурахмана. Увидев ,Сулеймана шейх Абдурахман ,прервав свою речь подошел к нему, и вытащил из худжин водкуи сказал: «С этого дня быть тебе Сулейман шейхом!». Слова, сказанные шейхом Абдурахманом, оказались пророческими. Сулейман стал усердно молиться и учиться. Вскоре Сулейман стал большим алимом. Радуясь за сына, мать просила, чтобы Сулейман сходил к Магомеду Хаджи, но он находил разные причины. Однажды все- таки решился и пошел к нему. Увидев Сулеймана, Магомед Хаджи пошел к нему сказав : « Пришел человек, которого я ждал». Они ушли вместе куда-то и вели долгую беседу, в течении которого Сулейману раза два захотелось закурить. Магомед Хаджи, угадав желание Сулеймана, давал разрешение закурить, но будущий шейх не решился. И вдруг Магомед Хаджи сказал: « С


этой минуты ты избавишься от этой привычки». Неведомая сила заставила Сулеймана вытащить из кармана кисет с махоркой и выбросить. Сулейман больше не курил. Вернувшись домой, после этой встречи, Сулейман в течении трех месяцев сидел в яме, вырытой в комнате, куда не проникал солнечный свет. Он усердно молился. Сулейман стал совсем другим человеком. К нему за советом стали приходить даже из других сел. И, вообще, Сулейман не ждал вопроса, как только человек показывался на пороге, он сразу начинал отвечать на еще не заданный вопрос. Сулейман принял участие в восстании 1877г., за что был сослан. В ссылке с ним находились Узун-Хаджи Салинский, Абдула -Хаджи Гимринский, Магомед-Хаджи Кикунинский. В ссылке происходило дальнейшее обучение. Здесь он получил уроки Сирру Рапани. В последующем Сулейман совершал поразительные вещи. Например, когда строили дом, где ныне находиться могила шейха каменщик был из соседнего села. Каждую ночь Сулейман отправлял его домой. Жена упрекала Сулеймана за то ,что тот отправлял уставшего человека домой, в другое село. А Сулейман отвечал, что «ему дома лучше». Как-то раз Аминат не выдержала и спросила мастера « Не тяжело разве каждый вечер пешком после работы идти домой, чтобы утром возвращаться». На что тот ответил: « Я не понимаю, что происходит, я начинаю переходить мост на краю вашего села, а схожу с моста в моем селе, словно дороги между этими двумя мостами и нет. В 1920 году Сулейман-хаджи был делегатом от даргинского округа. На этом съезде была предоставлена автономия Дагестану. На съезде выступал и Сулейман-хаджи. По окончании его выступления Сталин подозвал его к себе и сказал, чтобы Сулейман попросил что нибудь. Сулейман попросил трубы, чтобы провести воду в село. Вскоре трубы были получены, и водопровод был проложен. Водопровод действует и сейчас. Вода очень хорошая для питья, содержит ед, в то время как остальная вода, используемая населением способствует образованию мочекаменной болезни.
Как- то раз Сулейман позвал к себе ученого- арабиста Мамал Магомеда и сказал: « Завтра утром я умру. Ты сам обмой меня, а я буду помогать». Наутро Сулейман скончался и когда Мамал Магомед стал его обмывать, покойный поворачивался с бока на бок, будто по просьбе. Впоследствии об этом рассказал Мамал Магомед.
Мамал Магомед.
Больших успехов в изучении религии достиг Мамал Магомед. Еще в раннем детстве он начал и изучать Коран. Мамал Магомед родился в 1886г. Он был учеником Сулеймана –Хаджи. Он был очень терпеливым, вежливым и внимательным человеком. Сулейман-хаджи называл Мамал Магомеда «дадал вас»(то есть сыном). Мамал Магомед построил маленькую мечеть на кладбище, чтобы могли помолиться над усопшими.Власти узнали и разрушили мечеть, но он построил его заново. Вокруг мечети он посадил много деревьев. Деревья выросли высокими и стали скрывать мечеть от посторонных глаз. В наши дни его правнуком Магомедовым Магомедом мечеть была отстроена заново. Мамал Магомеда преследовали власти. Он скрывался . Ему удалось избежать ареста. Умер он в 1963г в возрасте 77лет.
Аммал Лабазан.
Ровесником Мирза Кади и сыновей Сулеймана-хаджи : Магомеда Гаджи,Камиля и Абаса был Аммал Лабазан. Большим алимом был Лабазан. Еще в детстве его отправили учиться в Гонода. После обучался и в других селах. Как и Мамал Магомед Лабазан учился и у Сулеймана- хаджи. Став известным алимом, его приглашали на урегулирование различных спорных вопросов. Неизвестно по какой причине казанищинцы хотели отобрать часть апшинских земель, но Лабазан не допустил этого. Когда началась травля алимов, его постоянно преследовали. Его племянница 80 летняя Магомедова Бутуч и сегодня рассказывает, что он днем скрывался в подвале, а ночью выходил к своей семье. Однажды ночью пришел конвой специально, чтобы его арестовать. Они перелезли через стену соседей к ним в огород, а затем проникли в дом. Он был арестован как проповедник религии, как алим. В то время ему было всего 32года. Больше он домой не возвращался. На три месяца его заточили в тюрьму в Буйнакске. Бутуч рассказывает, что ее отец Магомед, брат Лабазана через день на лошади ездил за ним в Буйнакск. Затем Лабазана отправили в ссылку в Сибирь. Он оттуда присылал письма. Через несколько лет письма перестали идти. Он хотел продать скот и поехать за братом, но он не знал русского языка. Его двоюродный брат Тага, хорошо знал русский язык, и Магомед обратился к нему с просьбой поехать с ним. Тага с радостью согласился. Так они поехали искать следы Лабазана. К тому времени писем уже не было целых три года. Оказалось, что Лабазан как раз три года назад умер. Лабазан был благородным,добродушным, спокойным очень чистоплотным и аккуратным человеком.Тем временем мать Амма и 
оставшаяся дома родня беспокоилась, так как долго не возвращались поехавшие за Лабазаном Магомед и Тага. 
Однажды старая родственница Султанат впопыхах прибежала и позвала невестку Аммы Джаврат: «Джаврат где Амма знаешь? Невестка выглянула со второго этажа « Наверное, внизу, она обычно молиться в это время». « Нет Джаврат- отвечала Султанат - она дошла до Дженгутая и сидит там опустив ноги в речку». Узнав об этом, сельские юноши запрягли повозку, поехали и привезли ее домой. Только дома она очнулась и попросила прошенья и поблагодарила тех, кто оказали ей помощь и внимание.
« С тех пор как нет вестей от Лабазана, я места себе не нахожу. Не знаю, как я оказалась в Дженгутае»- придя в себя, сказала Амма. Вскоре вернулись Магомед и Тага, но не с радостными вестями.
Великая Отечественная война.

Из Апши, кто по мобилизации,а кто и добровольно на фронт ушло 250 человек. Из них вернулось 55человек,а остальные погибли или пропали без вести.
Мало сведений об участниках войны, а еще меньше сохранились сведения о тех, кто ушел на фронт и не вернулся, зачастую от многих из них не осталось даже фотографии. К сожалению, фронтовые судьбы не похожи. Вернулись только единицы. Большинство же солдат кануло в историю Великой Отечественной бесследно, не оставив после себя что напоминало бы нам о них. Да они ушли, погибли, героически отстояв мир и свободу для будущих поколений. Я сегодня хотела бы рассказать о некоторых из них.
В декабре 1941года ушел добровольцем на войну директор школы Магомед- Тагир Магомедов. Через год родственники получают похоронку. После войны дети Магомедова начали поиски следов отца,
чтобы узнать его судьбу. Следы привели в Смоленскую область, откуда,
наконец,17 декабря 1974г. пришло письмо на имя одного из сыновей Магомедова. 
« Дорогой Абакар, сын мой . Дорогой мой джигит Дагестана Дорогие дети, родственники, внуки храброго Магомед-Тагира. Магомедов, член КПСС, 1906г рождения, погиб на Кармановской земле 3 сентября 1941г. …» 
Шапиев Шапи ушел на фронт в 1941г.,оставив дома троих детей. В 1942г. пришла похоронка: «Погиб смертью храбрых».
Исаев Магомед, закончив военное училище, служил в Красной Армии, когда началась война. Сразу был направлен в действующую армию. Пропал безвести. Таких судеб много. Великая Отечественная война оценивается исторической память нашего народа как наиболее значимое событие, прежде 
всего потому, что эта память связана с историей каждой семьи, с самыми существенными и сокровенными сторонами жизни людей. Наконец, с ясным пониманием того факта, что 1941-1945гг. вопрос стоял так: жизнь или смерть, спасение или всеобщая гибель. Именно здесь лежит главное объяснение и больших потерь, и почему «за ценой не постояли».

Интернациональный долг.

Из нашего села в Афганстане служили: Магомедов Шамсудин, магомедов М. А., Тагирбеков Гаджимурад, Хайбулаев Хайбула, Асельдеров Магомедрасул, Мугитдинов С-Б.
Шамсудин Гимбатович родился в 1961г. По окончании школы поступил в Астраханский рыбный институт. В 1980г. его призвали в армию. Шамсудин был первым, кого отправили в Афганистан. Летом 1981г. родные получили страшную весть(телеграмму): «Погиб, выполняя интернациональный долг в Афганистане».
Его танк подорвался во время боевой операции. Похоронен на сельском кладбище, а памятник погибшему интернационалисту стоит на школьной площадке.
Асельдеров Магомедрасул 1960г. рождения, призвали в армию в 1981г. За время службы показал себя как бесстрашный, дисциплинированный солдат. В настоящее время проживает в селе.
Хайбулаев Хайбула 1966г. рождения, был призван в армию в 1984г. и направлен в Афганистан. Хайбулаеву было присвоено воинское звание «сержант». Имеет награды: медаль «За отвагу» и медаль «Воину интернационалисту от благодарного Афганского народа».
Магомедов Магомед Асхабалиевич, 19667г. рождения, в армию был призван в 1985г. Служил в Афганистане в городе Кандагар. Награжден орденом «Красной звезды».
Тагирбеков Гаджимурад Халимбекович, 1968г. рождения, призван в армию в 1986г. Через несколько месяцев учебы направлен в Афганистан. За заслуги перед Отечеством в выполнении интернационального долга Указом от 28г. награжден Грамотой Верховного Совета СССР. Награжден медалью «Воину-интернационалисту от благодарного Афганского народа».
Хочу такой сайт

1999г .Чечня.

Магомедов Шамсудин Баширович.


Шамсудин Баширович родился в1980г в с. Апши. Закончил в селе 9 кл. В армию был призван в 1999г. Через несколько месяцев службы он сам попросился в Чечню. Он был мужественным солдатом. Во время нападения боевиков на их заставу Шамсудин наносил огромный урон врагам. Шамсудин своим пулеметом так и косил наступавших боевиков. Его заметил снайпер и выстрелил ему в голову. 
Указом Президента Российской Федерации от 6-го июля 2000г. Шамсудин Баширович награжден орденом « Мужества» посмертно.
Война в Дагестане. 
Дагестанский народ всегда был дружествен чеченскому народу. Дагестанцы всегда считали чеченцев своими братьями. Но для террористов видимо брат не брат всеравно. В1999г они вторглись в Дагестан. В том же году в кадарской зоне началась боевая операция с целью ликвидации банд- формирований и восстановления конституционного порядка. Кадар и Карамахи находятся совсем близко от нашего села. Стояла ненастная погода. Были слышны выстрелы и пулеметная дробь. Через наше село пролетали снаряды, вызывая дрожь домов, будто началось землетрясение. Некоторые снаряды разрывались на окраине села. Но к счастью, ни один дом не пострадал. Женщины, дети и старики были эвакуированы в пионерские лагеря «Космос» и «Костер». Некоторые поехали в разные города к родственникам. Мужчины остались в селе смотреть за скотом и охранять дома. Вокруг села было организовано 6 постов, где постоянно дежурили мужчины. 
Когда боевики напали на Дагестан в Цумада, Ботлихе, Новолаке и в Карамахинской зоне из нашего села воевали: Ахмедов М. М-Р ., Маллаев М. К., Магомедов М. Л., Шапиев М. А., Магомедов М. Ш. и Магомедов М. Н.
Ахмедов Магомед Магомедрасулович, 1952 года рождения, кандидат наук, полковник, начальник УСБ. Награжден орденами и медалями, один из которых «Орден мужества».
Магомедов Магомед Лабазанович 1968 г. р., в 1997г. закончил юридический факультет ДГУ. Работал в уголовном розыске в Махачкале. Участвовал в боевых операциях в Цумада, Ботлихе, Новолаке и в Кадарской зоне. Награжден «Медалю ордена 2 степени».
Магомедов Магомед Шахрудинович, 1968г. р., закончил ДСХИ. В 1997г. поступилв МВД. В 1999г. принимал участие в боевых действиях в карамахинской зоне. Был ранен. Награжден «Орденом муже
Апши сегодня.

 

За последние 50-60лет в селе построено много домов. Но от этого больше жителей в селе не стало. Происходит отток населения из села. В селе имеется школа, детский сад, медицинский пункт. Проложен газопровод, по одной улице, только до годекана. В селе плохие дороги, плохое водоснабжение
(воды в селе достаточно, но нет правильного распределения),нет работы. Занятие сельским хозяйством, в условиях сурового климата не выгодно. Произведенную тяжелым трудом продукцию сельчане вынуждены сдавать на рынке перекупщикам. На рынках нет свободных мест, чтобы производитель мог сам реализовать произведенную им продукцию. 

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(964)018-65-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».